лицом. Этот взгляд использовал в своей полемике Цельс. "Раз в теле Христа,

-- писал он, -- был Дух Божий, то оно должно было резко отличаться от других
ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать и убеждать... Между
тем оно ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом,
красотой, стройностью".
С III и особенно IV веков, вероятно, под воздействием античных
представлений о красоте распространилась противоположная точка зрения. "Само
сияние и величие скрытого Божества, -- говорит о Христе бл. Иероним, -- при
первом виде Его могли привлекать к себе смотрящих на Него". Однако в этих
словах чувствуется скорее догадка, чем знакомство с твердой традицией.
Примерно в то же время бл. Августин отрицал существование подобной традиции.
Впрочем, еще около 180 г. св. Ириней Лионский вынужден был прямо признать,
что "плотский образ Иисуса неизвестен".
Из двух догадок вторая представляется более правдоподобной. Если бы у
Христа были какие-то телесные недостатки, они сделались бы предметом
насмешек Его врагов. Из Евангелий можно заключить, что Иисус вызывал
расположение у людей с первого взгляда. "Строго говоря, -- замечает Альбер