Деятельность пророков совпала с той эпохой, когда большинство

цивилизованных стран вступило в полосу религиозных революций. Это был
исторический перелом, который можно сравнить лишь с появлением христианства.
Старое мировоззрение, ставившее в центр ритуал, заклинание, магию, начало
колебаться. Повсюду, от Китая до Италии, появились мировые учители,
пытавшиеся найти новые ответы на жгучие вопросы жизни и веры. Авторы
Упанишад, Будда, Махавира, Лао-цзы, Конфуций, Заратустра и греческие
философы -- вот те, кто духовно сформировал мир, в который пришел Иисус
Назарянин. Они были Его предтечами, но в строгом смысле слова называть так
можно только израильских пророков.
Многое роднит их с великими мудрецами Востока и Запада. Подобно
отшельникам Индии, они знали, что Бог как абсолютный источник бытия
превосходит все земное; подобно персидскому реформатору Заратустре, верили в
Него как в совершенный Свет и Добро; подобно Гераклиту, они созерцали в Нем
динамическую, "огненную" силу; подобно Анаксагору и Платону, говорили о нем
как о вселенском Разуме, или Премудрости. Но при этом пророки были далеки от
того, чтобы вместе с Буддой считать эту жизнь злом, тягостным маревом; в