капища иноверцев. Когда же в 922 году царство распалось на Север и Юг,

Израиль и Иудею, угроза идолопоклонства стала еще реальней. Повсюду
воздвигались алтари в честь Ваалов и Астарты, казалось, еще один шаг -- и
язычество будет признано второй официальной религией Израиля.
Духовный кризис сопровождался кризисом социальным. Самодержавие
монархов, которые все больше расширяли свои привилегии, рост имущественного
неравенства, бесправие и разорение крестьян, огромные налоги, проникновение
в страну финикийской роскоши -- все это не могло не тревожить людей, которые
верили в миссию Израиля и ужасались его упадку. Их взоры были обращены к
идеалам Синая, к чистой вере патриархальной старины.
Из среды этих оппозиционеров и вышли пророки. Божии посланцы,
звавшие народ очнуться от спячки.
Обычно они проповедовали в Храме. Не намереваясь создавать новую
религию, пророки хотели возродить и очистить ту, что была унаследована от
времен Моисея. Пророки отказывались во имя ложно понятого патриотизма
льстить толпе и без колебаний начали переоценку всего строя национальной
жизни.