Многих израильтян задевало, что им предлагают пройти через

омовение, словно они -- новообращенные иноверцы. Разве принадлежность к
народу Божьему не освящает сама по себе? Но Креститель, не колеблясь,
объявил подобный взгляд заблуждением. Когда он увидел на берегу книжников,
он заговорил с ними резко и сурово: "Отродье змеиное! Кто указал вам бежать
от будущего гнева? И не думайте говорить сами себе: "отец у нас Авраам", ибо
говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть Себе детей Авраама"
[2]. Не рождение делает сынами Завета, а верность заповедям Господним.
Иоанн упрекал в легкомыслии и тех, кто рассчитывал, что одного обряда
тевилы уже достаточно для прощения грехов. Он требовал переоценки всей
жизни, искреннего раскаяния. Перед крещением люди "исповедовали грехи свои".
Но и этого было мало. Нужны были реальные результаты внутренней перемены.
"Сотворите, -- говорил пророк, -- достойный плод покаяния!.. Уже
топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго
плода, срубается и бросается в огонь" [3].
Чего же хотел Иоанн? Призывал ли он народ бежать от мира и запереться в
монастырских стенах? Это звучало бы вполне естественно в устах аскета. Но