комментариях, которые давали бы ключ к Евангелию.

Изучение новозаветной письменности давно уже стало целой наукой. Сотни
толкователей -- богословов, историков, филологов -- проделали огромную
работу по разбору и сопоставлению текстов, по уточнению их смысла. Они
кропотливо исследовали каждую главу и каждый стих Евангелия.
Ценность этих аналитических трудов бесспорна. Они помогли уяснить
немало важных подробностей. Однако авторы их следовали методу, который
нередко оставлял на втором плане главное. Обширные критические экскурсы о
Матфее, Марке, Луке и Иоанне почти заслонили самого Христа. А ведь
евангелисты стремились донести до нас именно весть о Сыне Человеческом,
который есть альфа и омега христианства; без Него оно лишается души,
попросту говоря, не существует.
Вот почему за последние полтора века в евангельской историографии
наряду с богословским и литературным анализом стали использовать также и
метод обобщения, синтеза. Авторы, которые пошли по этому пути,
хотели, опираясь на данные текстуальной критики, воссоздать целостную
картину земной жизни Христа.