Ренана -- пастор Эдмон Прессансе писал: "Человечество Христа очень часто

приносилось в жертву Его Божеству, забывали, что последнее неотделимо в нем
от первого и что Христос... не Бог, скрывшийся пор видом человека, но Бог,
сделавшийся человеком, Сын Божий, униженный и поруганный, говоря смелым
языком ап. Павла, Христос, действительно подчинивший Себя условиям земной
жизни... Христа очень часто представляли нам как отвлеченный догмат, и
потому бросились в противоположную крайность" [2].
И поклонников, и противников Ренана сначала больше занимали его
философские взгляды; когда же интерес к ним остыл, а страсти, разгоревшиеся
вокруг "Жизни Иисуса", стали утихать, отчетливо обнаружились достоинства
примененного в книге метода.
Характерен случаи, который рассказывали о Владимире Соловьеве. Однажды,
беседуя с обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым -- человеком крайне
консервативным, философ попросил у него позволения издать по-русски "Жизнь
Иисуса", снабдив ее, разумеется, критическими примечаниями.
-- От вас ли я это слышу? -- возмутился обер-прокурор. -- Что это вам в
голову пришло?