изгнанников, -- Иезекииль (ок. 580 г.) и Исайя Второй (ок. 550

г.) -- продолжали дело своих предшественников. Они проповедовали в
молитвенных домах, вели беседы, писали книги. Под их влиянием иудейство
постепенно превращалось в сплоченную Общину -- Церковь Ветхого Завета.
Через полвека "плен на реках Вавилонских" кончился, Халдея была
захвачена персами. В 538 году царь Кир, основатель величайшей державы
Востока, разрешил всем переселенным в Вавилон иноземцам вернуться на родину.
Одушевленные речами проповедников, многие иудеи направились в землю отцов.
Но смелые мечты энтузиастов, вообразивших, что дни Мессии наступят
немедленно, разбились о неприглядную действительность. Вместо прежнего
Израиля было образовано маленькое княжество, подчиненное Ирану, которое
включало лишь Иерусалим с его пригородами. Крепость Давида лежала в руинах,
новоприбывшие терпели нужду.
Прошло время пророков; нужно было теперь учиться жить по их заветам, но
ни у кого не было ни сил, ни энергии, ни уверенности в будущем. Когда из
Вавилона около 400 года прибыл священник Эзра (Ездра), он нашел кое-как
отстроенный храм и народ в состоянии полной апатии.