откроется свободный путь к Царству Божию. Иными словами, пророки стали

первыми, кому открылись направление и смысл истории.
Благодаря пророкам учение Моисея приобрело черты мировой религии
[Т. е. религии универсальной, в противоположность старым, чисто национальным
культам]. По словам Паскаля, единственным выражением библейской веры "должна
быть любовь к Богу, и Бог осуждает все остальное" [4]. Эта любовь требовала
не столько церковных церемоний, сколько человечности, добра и правды.
Поэтому в проповеди пророков такое большое место занимала идея социальной
справедливости. Как бы ни различались учители Израиля по своему характеру,
темпераменту и общественному положению, их всех объединяла
бескомпромиссность в отношении к отступникам, тиранам и лицемерам, которые
надеялись "задобрить" Творца дарами и жертвами.
Вот пламенный Илия (ок. 850 г.), защитник гонимых и
обездоленных, который без колебания бросает упрек в лицо самому царю.
Вот пастух Амос (ок. 770 г.), человек из народа, не желающий
даже называть себя пророком; но он не может молчать, когда Господь повелел
ему идти по городам и возвещать День Суда. Пусть не надеются израильтяне на