-- Но ведь надо же наконец народу о Христе рассказать, -- ответил,

улыбаясь, Соловьев.
Сам он относился к Ренану отрицательно, но котел подчеркнуть, что, как
правило, многословные труды критиков и толкователей мало приближали людей к
евангельскому Христу. В этом смысле на их фоне мог выигрывать даже Ренан.
Неудивительно, что вслед за книгами архиеп. Иннокентия Херсонского и
Ренана стали выходить другие, написанные в том же жанре, и число их с каждым
десятилетием увеличивалось. Нередко, правда, результаты получались спорными
и противоречивыми. Одни хотели видеть в Назарянине только реформатора
иудейства, другие -- последнего из пророков; сторонники насилия изображали
Его революционером, толстовцы -- учителем непротивления, оккультисты --
"посвященным" эзотерического ордена, а враги традиционных общественных
устоев -- борцом против рутины. "Есть нечто трогательное, -- замечает
известный историк Адольф Гарнак, -- в этом стремлении всех и каждого подойти
к этому Иисусу Христу со стороны своей личности и своих интересов и найти в
Нем самого себя или получить хотя бы некоторую долю в Нем" [3]. С другой
стороны, в таких попытках обнаруживалась узость людей, которые силились