природой. Поэтому всюду -- в облаках и звездах, в реках и живых существах --

люди искали присутствия Божественного.
Сначала, как правило, это приводило к грубому идолопоклонству, к
обоготворению отдельных предметов и явлений. Позднее в Индии, Китае и Греции
культ природы породил веру в то, что видимый мир есть единственно подлинная
действительность. Но такой взгляд шел вразрез с общечеловеческим духовным
опытом и не получил широкого признания.
Напротив, с приходом религиозной и философской зрелости культур
укрепилось убеждение, что верховная Реальность в корне отличается от всего
частного и ограниченного. Последним словом дохристианской мысли стало учение
о Божестве, Чье сокровенное, неисповедимое бытие находится по ту сторону
зримого. Как бы ни называть Его -- Небом, Отцом, Судьбой, -- глубина Его не
может быть познана никем из смертных. Идея эта не только вытекала из
переживаний мистиков, но имела и логическое основание. Поистине -- какой
разум в состоянии охватить саму Беспредельность?..
Однако таинственный порыв ввысь не погас в человеке. Он все время
стремился преодолеть дистанцию, отделяющую его от Неба, связать свою жизнь с