сделанных Его современниками. Ведь не существует достоверных портретов ни

Будды, ни Заратустры, ни Пифагора, ни большинства других религиозных
реформаторов, а в Иудее вообще не было принято изображать людей.
Первохристиане не сохранили памяти о внешних чертах Иисуса; им прежде
всего был дорог духовный облик Сына Человеческого. "Если мы и знали Христа
по плоти, -- говорил ап. Павел, -- то теперь уже не знаем" [1].
Самые ранние фрески, где лик Иисуса представлен таким, каким он
окончательно установился в церковном искусстве, относятся ко II или даже III
веку. Трудно сказать, настолько этот образ связан с устной традицией.
В наши дни все чаще можно встретить изображение Иисуса Христа с черной
кожей или сидящего в индийской позе "лотоса". У народов Африки, Азии,
Океании зародилось христианское искусство, непривычное на взгляд европейца,
но отвечающее стилю "молодых церквей" третьего мира. Это наглядное
доказательство наступления новой эпохи, когда христианство перестает быть
"религией белых", когда вселенский дух Евангелия воплощается в национальных
афро-азиатских культурах.
Разумеется, если японский или индонезийский художник придает Спасителю