примириться с ней. Один из кумранских богословов писал: "Разве не все народы

ненавидят Кривду?.. Разве не из уст всех народов раздается голос Истины?"
[1]. Но тут же он с горечью признавал, что на деле никто не следует правде
Божией. А если так, то рассчитывать грешникам не на что. Святые должны
оставаться на страже. Что им за дело, если нечестивцы получат по заслугам?..
Проповедь Иоанна, вероятно, привела ессеев в замешательство. Им не в
чем было упрекнуть его, и тем более не могли они причислить отшельника к
"сынам тьмы". Иоанн вел жизнь аскета, еще более строгую, чем кумранцы. Он
одевался в грубую пастушескую власяницу из верблюжьей шерсти, хранил
назорейские обеты, то есть не стриг волос и не пил вина. Его пищу составляли
сушенная на солнце саранча и дикий мед. Однако этот пустынник не разделял
холодного самодовольства ессеев, не отвернулся от мира, а стал проповедовать
"всему народу израильскому".
Иоанн происходил из священнического сословия. Он рано потерял
родителей, и его вырастили чужие люди. Весьма вероятно, что он был усыновлен
не кем иным, как ессеями, которые нередко брали сирот на воспитание. Но
когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Бог призвал его покинуть пустыню. Ему