Македонский провозгласил себя монархом, он лишь привел к логическому концу

процесс, начавшийся уже за сто лет до него.
Чтобы придать царской власти высший авторитет, Александр причислил себя
к сонму богов. Так поступили и его наследники, и среди них был Антиох Епифан
(175 -- 163). Этот царь, всерьез возомнивший себя сверхчеловеком, хотел
спаять подвластные ему народы, насаждая среди них единую цивилизацию
эллинизма, ее стиль, вкусы, религию. Предприятие Антиоха нигде не встречало
преград, и только вера Израиля стала тем камнем, о который он споткнулся.
Рядовое духовенство, книжники и народ сначала оказывали ему лишь
пассивное сопротивление, но когда царь осквернил храм, устроив там
жертвенник Зевсу, и начал путем террора вводить многобожие, против него
вспыхнуло восстание. Оно быстро переросло в освободительную войну,
возглавленную Иудой Маккавеем, полководцем из Хасмонейского рода.
В годы борьбы вновь прозвучало пророческое слово. Неведомый провидец,
скрывшийся под именем Даниила, написал книгу, где клеймил тиранию и
религиозные преследования. Автор изобразил великие державы в виде алчных
зверей и предсказывал, что настанет час, когда с неба явится Избавитель и