"комментарием" [8].

Было в законничестве и другое направление. Его вождем стал соперник
Гиллеля -- Шаммай. Если первый охотно приобщал иноплеменников к вере,
то второй презрительно гнал их от себя. Шаммай придавал огромное значение
так называемым "преданиям старцев". Его ученики умножали число обрядовых
предписаний и любили выставлять напоказ свое благочестие.
Фарисеи пользовались большим уважением в народе. Зато саддукеи
-- священническая аристократия, связанная со двором, -- относились к ним
враждебно и не разделяли их воззрений. В отличие от фарисеев саддукеи
считали, что со смертью для человека все кончается. Они признавали только
Пятикнижие, а на писания пророков смотрели как на второстепенные. Эти
богатые и надменные люди не слишком доверяли предсказаниям о Мессии и
ориентировались лишь на земную политику.
Параллельно с фарисейским братством около 160 года в Палестине возник
полумонашеский орден "Сынов света" или ессеев. Не желая иметь ничего
общего с греховным миром, ессеи избрали уединенную жизнь в пустыне. Около
140 года их глава, которого они называли Учителем Праведности,