человеком они не желали иметь ничего общего. Вместе с ним нельзя было

молиться, сесть за стол и -- даже накормить его в случае нужды. "Невежда не
боится греха, ам-хаарец не может быть праведным", -- говорили ученые [13].
Иисус в этом отношении был полной их противоположностью. Он скорее
предпочитал иметь дело с простыми людьми. Более того, все отверженные, все
парии общества находили в Нем друга и заступника. Мытари, которых не
признавали за людей, и уличные женщины нередко оказывались в числе тех, кто
окружал Его. Это шокировало добропорядочных книжников, кичившихся своей
праведностью. Слыша их нарекания, Иисус говорил: "Не здоровым нужен врач, а
больным. Пойдите и научитесь, что значит: "милосердия хочу, а не жертвы". Я
пришел призвать не праведных, но грешных" [14].
Искреннее раскаяние Христос ставил выше успокоенности тех, кто считал
себя угодным Богу. Однажды Он рассказал о двух людях, молившихся в храме.
Один -- благочестивый фарисей -- благодарил Бога за то, что он "не таков,
как прочие люди", часто постится, жертвует на храм и непохож на "этого
мытаря". А мытарь стоял вдали, не смея поднять глаз, бил себя в грудь и
сокрушенно повторял: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику!" "Говорю вам, --