[20] Лк 5, 39. О нежелании Иисуса Христа соблазнять людей резким

отвержением традиций свидетельствуют Его слова у Мф 17, 27.
[21] Мф 5, 21-- 37. Следует отметить, что новой, в точном смысле слова,
Христос назвал только заповедь о самоотверженной любви (Ин 13, 34). Те же
комментаторы, которые считают, что вне Евангелия речь шла лишь о поступках
человека, а не о его внутренних побуждениях, игнорируют данные источников.
Даже такой краткий кодекс, как Декалог, говорит о сердечном грехе (зависти).
В Талмуде сказано: "Страсть вначале -- как бы чужой, после -- гость, и
наконец хозяин дома" (Сукка, 52). Отметим также, что евангельский взгляд на
клятву совпадает с ессейским: см. И. Флавий. Война, 11, 8, 6.
[22] Мф 5, 44-- 48. Слова Христа о непротивлении злу иногда
истолковывались (напр., Л. Толстым) в смысле полной пассивности. Между тем
мы видим, что Сам Христос такой пассивности не проявлял. Он изгнал бичом
торгующих в храме; Он протестовал, когда слуга первосвященника ударил Его по
лицу; Он говорил о великой любви тех, кто "положит свою жизнь" за ближних
(Ин 15, 13). Поэтому Его слова о снесении оскорбления следует понимать как
призыв побеждать зло добром; ср. Рим 12, 21. В этом пункте Евангелие