абсолютную праведность, не давала законникам покоя. Они соревновались друг с

другом в стремлении пунктуально соблюсти все обычаи, освященные веками. И,
как то часто бывало в истории религий, набожность превращалась в мрачный
гротеск.
Некоторых фарисеев народ прозвал шикми, "крепкоплечими", за то,
что они вечно ходили согбенными, показывая, какую огромную тяжесть
душеспасительных подвигов им приходится нести. Приходя в храм, Иисус мог
видеть, как через площадь пробирались фарисеи, то и дело натыкавшиеся на
встречных. Они боялись поднять глаза, чтобы не взглянуть случайно на
женщину. Их шутливо называли хицай, "не-разбей-лба".
Естественно, что таких людей свобода Христова должна была раздражать и
пугать; они видели в ней соблазн и угрозу для добрых нравов. В ту эпоху, по
замечанию одного еврейского историка, фарисеи-шаммаиты настойчиво
проповедовали бегство от мира и аскетизм. Считалось, например, смертным
грехом, оторвавшись от богословской книги, сказать: "Как прекрасно это
дерево!" Большое место фарисеи отводили постам. Иисус же хотя и признавал
эти внешние проявления веры, но не делал их средоточием религиозной жизни.