чужд. Характерно, что для евангелиста Иоанна слово "иудей" есть почти

синоним человека, враждебного Христу.
На обратном пути в Капернаум Иисус свернул к берегам Иордана. Там Он
продолжил Свою проповедь, а ученики крестили народ. Исцеления стали
привлекать к Назарянину больше людей, чем к Иоанну, который не совершал
чудес. Чувство соперничества невольно овладело учениками Крестителя. Они
пошли на западный берег реки, в деревню Энон, где в то время жил пророк, и,
найдя его, стали жаловаться: "Равви, Тот, Кто был с тобой по ту сторону
Иордана и о Ком ты засвидетельствовал, вот Он крестит, и все идут за Ним".
Однако Иоанна весть эта не могла опечалить. Ведь он не называл себя ни
пророком, ни Мессией. Если Галилеянин послан свыше, если Он и есть Грядущий,
то иоанниты должны не ревновать, а радоваться. Сам пророк считает себя лишь
гостем на празднике Другого. "Имеющий невесту есть жених, -- сказал он, -- а
друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется голосу жениха. Эта
радость моя теперь полна. Ему должно расти, а мне умаляться" [14].
Предтеча Христов как будто предвидел свою близкую участь. Очень скоро
деятельность его была прервана. В последние месяцы религиозное брожение на