[5]. Когда читаешь эти строки, становятся понятными слова Христа о фарисеях:

"Что они скажут вам, -- исполняйте и храните" [6]. Евангельское
"восполнение" Закона не уничтожало старого; по словам Христовым, "всякий
книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину дома, который выносит
из сокровища своего старое и новое" [7]. Беседуя с одним богословом, Иисус
сказал, что тот "недалек от Царства Божия" [8].
Почему же в таком случае между Ним и фарисеями возник конфликт?
Важнейшей его причиной было понимание благочестия, которое
господствовало среди фарисеев. Их "верность Закону" являлась не только целой
философией жизни, но и подробным ее планом, продуманным до последних
деталей. Цель этого плана -- освятить каждую сторону повседневности, во всем
исполняя волю Божию, -- Христос не отрицал и не мог отрицать. Но в способах
ее достижения, получивших признание у книжников, крылась опасность
окостенения религии. Мало того, что любым правилам "старцев" приписывали без
разбора божественный авторитет; регламент поглощал все внимание людей,
выхолащивая подчас основное содержание веры.
Мысль, будто есть некий "список дел", выполнив которые, можно стяжать