Уверенность в том, что существует иная жизнь, которая продолжается и

после распада тела, была свойственна людям с глубокой древности. Такие
мыслители, как Платон и Посидоний, впервые дали этому взгляду философское
обоснование. Они утверждали, что наш земной путь есть лишь прелюдия
вечности. Платон даже называл умение готовиться к смерти главной
добродетелью мудреца.
Ветхозаветная религия в этом смысле представляла собой исключение.
Очень долго она не находила ответа на вопрос о посмертной участи человека. В
результате иудеи вынуждены были заимствовать понятие о загробном мире у
других народов. Халдеям и гомеровским грекам он рисовался в виде подземной
области, где тени умерших влачат полусонное существование. По этому образцу
в Ветхом Завете было создано представление о Шеоле, Преисподней.
Настоящее же "продолжение жизни" видели главным образом в потомках.
До тех пор, пока личность еще не отделяла себя от целого, от племени,
человек мог мириться с идеей родового бессмертия. Но с углублением
индивидуального сознания она стала вызывать протест. Вопль Иова --
потрясающее свидетельство о религиозном кризисе, через который пришлось