чем пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых,

а некоторые почили; затем явился Иакову, потом всем апостолам, а после всех
явился и мне, словно недоноску. Ибо я -- наименьший из апостолов, я, который
недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию" [2].
Это Павлово свидетельство вместе с пасхальными повествованиями
Евангелий приводит нас к реальному факту, который духовно воскресил учеников
и подвиг их на проповедь Благой Вести.
Архиереи думали, что с галилейским Мессией покончено, но теперь они
оказались бессильны остановить новое движение. Рассказ стражников о
необычайных феноменах, сопровождавших исчезновение тела, мог, конечно,
смутить Синедрион. Понадобилась своя официальная версия. Как сказано в
Евангелии от Петра, жрецы решили, что лучше прибегнуть к обману, чем
"попасть в руки народа иудейского и быть побитыми камнями" [3].
Было объявлено, что ночью, когда стража задремала, ученики Иисуса
похитили Его тело и стали говорить, будто Он жив. Века спустя это обвинение
все еще повторялось теми, кто хотел "рационально" объяснить пасхальную веру
христиан [4]. Они не приняли во внимание одну психологическую трудность: