христианство менее всего может быть сведено к "отправлению культа", но

именно так поступали с ним на официальнейшем уровне законодательных и
конституционных формулировок, не говоря уже о каждодневной практике. Недаром
самая святая часть христианского канона называется Благой Вестью; в самом
центре христианской веры -- весть, которую надо принять и передать дальше.
На каждого христианина, тем более на каждого священника долг апостольства и
миссионерства возложен евангельскими словами Христа: "Идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28:19). Но на
языке времени исполнение этого долга называлось "религиозной пропагандой" и
приравнивалось к наказуемым преступлениям. Здравомысленные люди
успокаивались на том, что невозможное невозможно. И когда среди недоброго,
враждебного молчания, разлившегося по всей нашей земле, зазвучал одинокий
голос в защиту веры, апостольский, миссионерский голос, обращенный прямо к
современнику, -- как объяснить молодым, что это означало в те годы?
Подчеркнем еще раз, что голос этот с самого начала адресовался точно и
конкретно -- к современнику. Есть искушение вывести Церковь из движения
истории, "дабы подальше от людей она была еще святей", как давно сказано в