Было бы неправдой утверждать, будто уважение к мученической кончине

свойственно одним только христианам. Оно, это уважение, отличает живую душу
от мертвой, людей -- от нелюдей. Но христианин приучен понятиями своей веры
видеть в такой кончине высшее подтверждение смысла прожитой жизни, славу,
которая дается не всякому и которую нужно заслужить. (Как говорил однажды
покойный, мы поднимаемся на гору, и по пути у нас столько ошибок, столько
открытий! Но на самой вершине горы -- крест.) Подумаем: день за днем
священник по богословскому смыслу литургии участвует в крестной Жертве
своего Учителя; и вот собственная его жертва сливается с той Жертвой.
Пролитая кровь -- великая сила. Если о ней забывают, это -- проклятие.
Если о ней помнят, как должно, это -- благословение земле. Нашей, русской,
земле.
Страстотерпческий удел постиг очень радостного человека. Скажем проще,
по-житейски: веселого человека. Одного из тех, что простым своим
присутствием гонят вон глухонемого беса уныния, излечивают от черной немочи,
очищают воздух, которым стало невмоготу дышать. Многочисленные чада отца
Ферапонта -- помните антагониста отца Зосимы из "Братьев Карамазовых"? --