[12] Ин 1, 1 сл. В последней фразе -- отголосок арамейской аллитерации:

"убба" ("лоно") и "Абба" ("отец").
[13] Мф 20, 28; Мк 10, 45.
[14] См. Исх. 19, 5; Ис 63, 9.
[15] 1 Петр 2, 9-- 10; Ср. Гал 1, 4; Тит 2, 14.
[16] Рим 8, 19 сл.
[17] Евp 12, 1-- 2.
[18] Ин 8, 13-- 18. Говоря о свидетельстве двух, Иисус, вероятно,
намекал на старый принцип иудейского права, которое требовало минимум двух
свидетелей при разбирательстве дела: см. Втор 19, 15; Талмуд, Песахим, 113
в.
[19] Ин 1, 10-- 12.
[20] "Врата ада" (Мф 16, 18) означают могущество зла. В семитических
языках слово "врата" было синонимом силы. Этот образ был взят из
строительной терминологии: крепкие врата считались залогом неприступности
города.
[21] Мф 15, 24-- 28; Мк 8, 34-- 38; 9, 1; Лк 9, 23-- 27. Некоторые