мира. Можно лишь достигнуть частичного облегчения страданий или надеяться на

упразднение самого бытия. Третий тип сотериологии возник в Израиле и в
Иране. Только там существовала уверенность, что зло одолимо, что в грядущем
наступит преображение, которое есть высшая цель жизни человека. При этом
персы считали, что Добро и Зло суть два равных полюса бытия, как бы два
Бога-соперника, библейские же пророки отказались принять эту заманчивую
теорию. Ягве явил им Себя как единый и единственный. Он "не сотворил
смерти". Его воля -- привести все мироздание к гармонической полноте.
Но откуда тогда несовершенство, идущее вразрез с божественным замыслом?
Оно, по учению Ветхого Завета, -- результат отпадения. Власть Божия непохожа
на власть диктатора. Бог оставляет за тварью свободу в избрании пути.
Мир призван сам, в своем опыте, познать, что подлинная жизнь лишь с Тем, Кто
дарует ее; отход от Него влечет к провалу в бездну небытия. Только
добровольно следуя призыву Творца, создание будет достойно Создателя.
Авторы Библии, пользуясь языком священной поэзии Востока, изображали
дух разрушения, противящийся Божией Премудрости, в виде Змея, или Дракона,
неукротимого и мятежного, как морские волны. А впоследствии Писание дало