неволе. Широкие массы чаще всего понимали спасение вполне конкретно, как

избавление от врагов и стихийных бедствий. Пророки же одухотворили эту
надежду, вложив в нее эсхатологическое содержание.
Согласно Библии, мир уже давно пребывает в состоянии упадка и нуждается
в исцелении. Жизнь человеческая коротка, как сон, она проходит в бесплодной
борьбе. Люди погружены в суету. "Рождаясь в грехе", они неизбежно влекутся к
гибели. Как мало похоже это царство мрака и страданий на осуществление воли
Божией!..
К подобным же выводам пришли и многие древние философы Запада и
Востока. По их мнению, смертный -- игрушка слепых страстей и обстоятельств;
неумолимый рок господствует над всем, обрекая Вселенную биться в замкнутом
кругу.
Осознание несовершенства мира привело к развитию "учений о спасении".
Их можно свести к трем типам. Для одних (Платон) выход заключался в
лучшей организации общества, для других (Будда) -- в мистическом созерцании
и бегстве от жизни. Оба решения объединяла, однако, общая предпосылка: ни
человек, ни Божество не в силах внести радикальных изменений в устройство